Следуя строгой букве законов мифологического мышления, вооружившись томиком Проппа и блинами, отправляемся разбираться, откуда есть пошёл тренд на русское-народное в событиях. Объективности пообещать не можем, зато подборку тематических событий — вполне.
За морями, за горами, за скучнейшими томами
Как часто бывает, энтузиасты-исследователи просекли фишку первыми. Окрылённые возможностями социальных сетей, амбасадоры научпопа начали рассказывать о прошлом живо, просто и захватывающе.
В их лекциях охлупни и рубели из непонятной музейной рухляди превратились в яркие приметы быта, а «предки» и «крестьяне» вдруг стали живыми людьми до боли похожими на нас. Как новгородский мальчик Онфим, который ещё в XIII-м веке рисовал себя супергероем. 100% понимания, бро, 0% осуждения.
История вылезла из-под стекла и огляделась.
Москва
Санкт-Петербург
Краснодар
Не всякая сказка — людям указка
…И SMMщики с маркетологами согласно покивают. Глобальный тренд на новую искренность позволил окинуть свежим взглядом окружающую действительность и вспомнить, что вязаные бабушкой носочки — так-то самые лучшие. А плести корзинки из лозы вообще-то классно.
Грузовичок понтов с его трендами-брендами налетел на зумеров и вылетел на обочину, дав нам увидеть пригородные поля и земляничку в кустах.
Москва
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Казань
Нижний Новгород
Владивосток
Самара
Волгоград
Кемерово
Кто в теремочке живёт?
Нет, правда, кто? Этот вопрос задают себе люди по всему миру. В пику неумолимой глобализации возникает потребность ощутить локальную идентичность, связь с домом. И ты начинаешь тыкать палочкой местные предания, историю своей улицы и фамильные архивы.
Ну и, как известно любому исследователю, начни тыкать прошлое — попадёшь в местную кухню. Блинчики, соленья и шанежки переосмысляются в новых реалиях и снова становятся ультрамодными. Тут тебе и эксперименты современной высокой кухни и стрит-фуд в прикольных крафтовых упаковках. Что, кстати, кивает в такт ещё одному глобальному тренду: экологичности, завязанной на местных рынках и локальных продуктах.
Москва
Санкт-Петербург
Нижний Новгород
Новосибирск
Самара
На заборе тоже написано
Пожалуй, главный прикол фольклора — в отсутствии автора. Это убирает посредника между тобой и произведением, позволяет самому залить туда любой смысл, не оглядываясь на «что хотел сказать автор». Тренд на русское-народное переосмысляет традиции, а не воскрешает музейных мертвецов.
Поэтому дизайнеры бахают этнические орнаменты на худи, а диджеи бодро миксуют «Ой, мороз» с хардбассом. Русское поле (экспериментов) щедро колосится сказочными рейвами, ролевыми играми в славянском сеттинге и бранчами с квасом. И это реально весело!
Москва
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Уфа
Самара
Пермь
Краснодар
Долго и счастливо
Выныривая из описаний тематических вечеринок и мастер-классов, остаёшься с мыслью, что традиции — это не то, что можно «вспомнить» или «забыть». Они у тебя внутри просто есть и всё. Их используют для развлечений потому, что они априори работают. Культурный код, все дела, никуда от него не деться.
Хорроры в старорусском стиле всегда будут по-особенному пугать (привет, Гоголь!), а песни со старинными мотивами — задевать какие-то тайные душевные струны. Да, в ближайшее время этот тренд пропадёт. А вот интерес — никуда не денется.
Москва
Санкт-Петербург
P.S. подбирая события для статьи, обнаружили, что классных и необычных переосмыслений народных традиций и фольклора — море разливанное. Тут тебе и авангардные спектакли на тему сказок и застолья иммерсивные... А что самое необычное встречал ты?