Архитектура в антиутопиях. От «Метрополиса» до «Голодных игр»
Лекция цикла «Архитектура киновселенных», посвящённая архитектуре в антиутопиях.
Антиутопия — жанр, в котором архитектура играет ключевую роль. Если ты любишь романы-антиутопии, то без труда вспомнишь стеклянные дома из «Мы» или башню Министерства правды из «1984».
Первый великий фильм-антиутопия — «Метрополис» Фрица Ланга — вышел в прокат в 1927 году и сразу задал архитектурные стандарты жанра: власть в нём была обозначена башней в стиле ар-деко, а дома угнетённого рабочего класса выстроены в духе модернизма. С тех пор использование архитектуры как метафоры стало обязательным для антиутопических фильмов.
Участники лекции разберут важнейшие антиутопии в истории западного кино и поговорят о том, как архитектура может символически изображать власть, тоталитаризм и уравниловку.
Ты увидишь:
– Эскизы и макеты декораций для фильма-основоположника всех кинематографических антиутопий — «Метрополиса» Фрица Ланга
– Проекты итальянских футуристов и немецких экспрессионистов, не воплотившиеся в жизнь
– Нереализованные планы реконструкции Москвы и Берлина в 1930-е годы
Ты узнаешь:
– Какое реальное британское здание стало Министерством правды в «1984» Майкла Рэдфорда
– Что такое ар-деко, экспрессионизм и модернизм и какую роль они играют в «Метрополисе»
– Что такое постмодернизм и зачем он понадобился Терри Гиллиаму для создания мира в «Бразилии»
– Почему архитектура Капитолия в «Голодных играх» Фрэнсиса Лоуренса так напоминает нереализованную Москву и Берлин 1930-х годов
– Что такое стримлайн и почему он стал ведущим стилем для «Гаттаки» Эндрю Никколя
Лектор: Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, экскурсовод, синефил и руководитель компании «Глазами инженера».